АВИЦЕННА
Ибн Сина (персидский: ابن سینا), также известный как Абу Али Сина (ابوعلی سینا), Пур Сина (پورسینا) и часто известный на Западе как Авиценна (/ˌævɪˈsɛnə, ˌɑːvɪ-/; ок. 1930 г.) , был персидским эрудитом, который считается одним из самых значительных врачей, астрономов, мыслителей и писателей Золотого века ислама и отцом ранней современной медицины. Авиценну также называют «самым влиятельным философом досовременной эпохи». Он был мусульманским философом-перипатетиком, находившимся под влиянием аристотелевской философии. Считается, что из 450 написанных им работ сохранилось около 240, в том числе 150 по философии и 40 по медицине.
Его самые известные работы - «Книга исцеления», философская и научная энциклопедия, и «Канон медицины», медицинская энциклопедия, которая стала стандартным медицинским текстом во многих средневековых университетах и использовалась вплоть до 1650 года.
Помимо философии и медицины, корпус Авиценны включает работы по астрономии, алхимии, географии и геологии, психологии, исламской теологии, логике, математике, физике и поэтические произведения.
Авиценна — это латинское искажение арабского имени ибн Сина (ابن سينا), что означает «Сын Сины». Однако Авиценна был не сыном, а праправнуком человека по имени Сина. His formal Arabic name was Abū ʿAlī al-Ḥusayn ibn ʿAbdillāh ibn al-Ḥasan ibn ʿAlī ibn Sīnā[24] (أبو علي الحسين بن عبد الله بن الحسن بن علي بن سينا).
Обстоятельства
Ибн Сина создал обширный корпус работ во время так называемого Золотого века ислама, когда широко изучались переводы греко-римских, персидских и индийских текстов. Греко-римские (средне- и неоплатонические, а также аристотелевские) тексты, переведенные школой Кинди, были прокомментированы, отредактированы и существенно развиты исламскими интеллектуалами, которые также опирались на персидские и индийские математические системы, астрономию, алгебру, тригонометрию и медицину. Династия Саманидов в восточной части Персии, Большом Хорасане и Средней Азии, а также династия Буидов в западной части Персии и Ирака создали благоприятную атмосферу для научного и культурного развития. При Саманидах Бухара соперничала с Багдадом как культурная столица исламского мира. Там процветало изучение Корана и хадисов. философия, Дальнейшее развитие получили фикх и теология (калам), в первую очередь Авиценна и его противники. Аль-Рази и Аль-Фараби предоставили методологию и знания в области медицины и философии. Авиценна имел доступ к великим библиотекам Балха, Хорезма, Горгана, Рея, Исфахана и Хамадана. Различные тексты (например, «Ахд с Бахманьяром») показывают, что он обсуждал философские вопросы с величайшими учеными того времени. Арузи Самарканди описывает, как перед отъездом из Хорезма Авиценна встретил Аль-Бируни (известного ученого и астронома), Абу Насра Ираки (известного математика), Абу Сахла Масихи (уважаемого философа) и Абу аль-Хайра Хаммара (великого врача). . Авиценна имел доступ к великим библиотекам Балха, Хорезма, Горгана, Рея, Исфахана и Хамадана. Различные тексты (например, «Ахд с Бахманьяром») показывают, что он обсуждал философские вопросы с величайшими учеными того времени. Арузи Самарканди описывает, как перед отъездом из Хорезма Авиценна встретил Аль-Бируни (известного ученого и астронома), Абу Насра Ираки (известного математика), Абу Сахла Масихи (уважаемого философа) и Абу аль-Хайра Хаммара (великого врача). . Авиценна имел доступ к великим библиотекам Балха, Хорезма, Горгана, Рея, Исфахана и Хамадана. Различные тексты (например, «Ахд с Бахманьяром») показывают, что он обсуждал философские вопросы с величайшими учеными того времени. Арузи Самарканди описывает, как перед отъездом из Хорезма Авиценна встретил Аль-Бируни (известного ученого и астронома), Абу Насра Ираки (известного математика), Абу Сахла Масихи (уважаемого философа) и Абу аль-Хайра Хаммара (великого врача). .
биография
Ранний период жизни
Авиценна родился ок. 980 г. в Афшане, селении близ Бухары (на территории современного Узбекистана), столице Саманидов, персидской династии в Средней Азии и Большом Хорасане. Его мать по имени Ситара была из Бухары; Хотя, по мнению большинства ученых, большая часть семьи Авиценны была суннитами, его отец, Абдулла, был уважаемым ученым из Балха, который мог обратиться в исмаилизм. Это был важный город империи Саманидов на территории современной провинции Балх в Афганистане. Его отец работал в правительстве Саманидов в селе Хармасаин, суннитской региональной власти. Через пять лет родился его младший брат Махмуд. Авиценна сначала начал изучать Коран и литературу таким образом, что когда ему было десять лет, он, по сути, выучил их все.
Согласно его автобиографии, Авиценна выучил наизусть весь Коран к 10 годам. Он выучил индийскую арифметику у индийского зеленщика Махмуда Массахи, а больше стал узнавать у странствующего ученого, который зарабатывал на жизнь лечением больных и обучением молодежи. . Он также изучал фикх (исламскую юриспруденцию) под руководством суннитского ханафитского ученого Исмаила аль-Захида. Непопулярного философа Абу Абдуллы Натели, который утверждал, что философствует, Авиценну в некоторой степени обучали философским книгам, таким как «Введение» (Исагога) «Порфирий» (философ), «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея.
В подростковом возрасте его сильно беспокоила «Метафизика» Аристотеля, которую он не мог понять, пока не прочитал комментарий аль-Фараби к произведению. В течение следующих полутора лет он изучал философию, в которой столкнулся с большими препятствиями. В такие моменты сбитых с толку вопросов он оставлял свои книги, совершал необходимые омовения, затем шел в мечеть и продолжал молиться до тех пор, пока не прояснялись его трудности. Глубокой ночью он продолжал свои занятия, и даже во сне проблемы преследовали его и находили свое решение. Говорят, что он сорок раз перечитывал «Метафизику» Аристотеля, пока слова не отпечатались в его памяти; но их смысл был для него безнадежно неясен, пока он не купил краткий комментарий аль-Фараби в книжном киоске за три дирхема (очень низкая цена в то время).
Он обратился к медицине в 16 лет и не только изучил теорию медицины, но и благодаря безвозмездному посещению больных, по его собственному признанию, открыл новые методы лечения. Подросток достиг полного статуса квалифицированного врача в 18 лет и обнаружил, что «Медицина не такая сложная и тернистая наука, как математика и метафизика, поэтому вскоре я добился больших успехов; Я стал отличным врачом и начал лечить пациентов проверенными средствами». Слава молодого врача быстро распространилась, и он лечил многих пациентов, не требуя оплаты.
Религия
Был предложен ряд теорий относительно мазхаба Авиценны (школы мысли в рамках исламской юриспруденции). Средневековый историк Захир ад-дин аль-Байхаки (ум. 1169) считал Авиценну последователем Братства Чистоты. С другой стороны, Дмитрий Гутас вместе с Аишей Хан и Жюлем Дж. Янсенсом продемонстрировали, что Авиценна был ханафитом-суннитом. Авиценна изучал ханафитское право, многие из его известных учителей были ханафитскими юристами, и он служил при ханафитском дворе Али ибн Мамуна. Авиценна сказал в раннем возрасте, что его «не убедили» попытки исмаилитских миссионеров обратить его. Однако шиитский факих 14-го века Нурулла Шуштари, по словам Сейеда Хоссейна Насра, утверждал, что он шиит-двунадесятник. Напротив, Шараф Хорасани, ссылаясь на отклонение Авиценной приглашения суннитского губернатора султана Махмуда Газанави к его двору, считает, что Авиценна был исмаилитом. Подобные разногласия существуют и на фоне семьи Авиценны, в то время как большинство писателей считали их суннитами, недавние шиитские писатели оспаривали, что они были шиитами.
Совершеннолетие
Первым назначением Авиценны было назначение врача эмира Нуха II, который был обязан ему выздоровлением от опасной болезни (997 г.). Главной наградой Ибн Сины за эту службу был доступ в царскую библиотеку Саманидов, известных покровителей науки и ученых. Когда вскоре после этого библиотека сгорела, враги Ибн Сины обвинили его в том, что он сжег ее, чтобы навсегда скрыть источники своих знаний. Тем временем он помогал отцу в его финансовых делах, но все же находил время для написания некоторых из своих самых ранних работ.
В 22 года Авиценна потерял отца. Династия Саманидов подошла к концу в декабре 1004 года. Авиценна, похоже, отклонил предложения Махмуда Газни и отправился на запад, в Ургенч в современном Туркменистане, где визирь, которого считали другом ученых, выплачивал ему ежемесячную стипендию. Плата, однако, была невелика, поэтому Ибн Сина скитался с места на место через районы Нишапура и Мерва до границ Хорасана в поисках раскрытия своих талантов. Кабус, щедрый правитель Табаристана, сам поэт и ученый, у которого Ибн Сина надеялся найти убежище, примерно в этот же день (1012 г.) был заморен голодом своими восставшими войсками. Самого Авиценну в это время поразила тяжелая болезнь. Наконец, в Горгане, у Каспийского моря, Авиценна встретился с другом, который купил жилище рядом с собственным домом, в котором Авиценна читал лекции по логике и астрономии. Для этого покровителя было написано несколько его трактатов; и начало его Канона Медицины также датируется его пребыванием в Гиркании.
Впоследствии Авиценна поселился в Рей, недалеко от современного Тегерана, родном городе Разеса; где Маджд Аддаула, сын последнего эмира Бувейхидов, был номинальным правителем при регентстве своей матери (Сейедех Хатун). Говорят, что около тридцати более коротких произведений Ибн Сины были написаны в Рей. Однако постоянные распри, бушевавшие между регентом и ее вторым сыном, Шамс ад-Даулой, вынудили ученого покинуть это место. После непродолжительного пребывания в Казвине он отправился на юг, в Хамадан, где обосновался Шамс ад-Даула, другой эмир Бувайхидов. Сначала Ибн Сина поступил на службу к знатной даме; но эмир, узнав о его прибытии, призвал его в качестве фельдшера и отправил обратно с подарками в свое жилище. Ибн Сина даже был возведен в должность визиря. Эмир постановил выслать его из страны. Ибн Сина, однако, скрывался в течение сорока дней в доме шейха Ахмеда Фаделя, пока новый приступ болезни не побудил эмира восстановить его на посту. Даже в это смутное время Ибн Сина продолжал учиться и преподавать. Каждый вечер отрывки из его великих произведений, Канона и Санатио, диктовались и объяснялись его ученикам. По смерти эмира Ибн Сина перестал быть визирем и укрылся в доме аптекаря, где с напряженным усердием продолжал сочинение своих произведений. выдержки из его великих произведений, Канона и Санатио, были продиктованы и объяснены его ученикам. По смерти эмира Ибн Сина перестал быть визирем и укрылся в доме аптекаря, где с напряженным усердием продолжал сочинение своих произведений. выдержки из его великих произведений, Канона и Санатио, были продиктованы и объяснены его ученикам. По смерти эмира Ибн Сина перестал быть визирем и укрылся в доме аптекаря, где с напряженным усердием продолжал сочинение своих произведений.Тем временем он написал Абу Яфару, префекту динамично развивающегося города Исфахан, предлагая свои услуги. Новый эмир Хамадана, узнав об этой переписке и обнаружив, где скрывается Ибн Сина, заключил его в крепость. Между тем война между правителями Исфахана и Хамадана продолжалась; в 1024 г. первые захватили Хамадан и его города, изгнав таджикских наемников. Когда буря утихла, Ибн Сина вернулся с эмиром в Хамадан и продолжил свои литературные труды. Однако позже, в сопровождении своего брата, любимого ученика, и двух рабов, Ибн Сина бежал из города в одежде суфийского аскета. После опасного путешествия они достигли Исфахана, получив почетный прием от принца.
Дальнейшая жизнь и смерть
Первая страница рукописи Канона Авиценны, датированная 1596/7 г. (Йель, Медицинская историческая библиотека, Cushing Arabic ms. 5)
Остальные десять или двенадцать лет жизни Ибн Сина провел на службе у правителя какуидов Мухаммада ибн Рустама Душманзияра (также известного как Ала ад-Даула), которого он сопровождал в качестве врача и общего литературного и научного советника даже в его многочисленных походах. .
В эти годы он начал изучать литературу и филологию, что, как утверждается, было спровоцировано критикой его стиля. Сильные колики, охватившие его во время похода армии на Хамадан, были остановлены такими сильными средствами, что Ибн Сина едва мог стоять. В аналогичном случае болезнь вернулась; с трудом добрался он до Хамадана, где, обнаружив, что болезнь набирает силу, отказался соблюдать навязанный режим и смирился со своей участью. Его друзья посоветовали ему замедлить темп и относиться к жизни умеренно. Однако он отказался, заявив, что: «Я предпочитаю короткую жизнь в ширину узкой в длину». На смертном одре его охватило угрызение совести; он раздал свое имущество бедным, восстановил несправедливые доходы, освободил своих рабов и читал Коран каждые три дня до своей смерти. Он умер в июне 1037 года, в возрасте пятидесяти шести лет.